В нашем сознании при произношении словосочетания «грузовой автомобиль» всегда всплывает привычная картинка некоего транспортного средства с бортовым кузовом. Это стандартная ассоциация, которая сформировывалась десятилетиями. Но сегодняшние реалии ежедневно отрывают перед нами все новые и новые горизонты использования шасси грузовиков для выполнения различных коммерческих, хозяйственных, строительных или специальных задач, которые перед нами ставит современность. Пытаясь сделать данный обзор, прежде всего, нужно сформулировать перед собой конкретную цель. А выглядеть она может приблизительно так: как и в каком виде в наше время используется грузовой автомобиль? И начать скорее всего стоит с того, что выделить основные классы, на которые классифицируют сегодня этот тип транспорта во всем мире.

Современная классификация грузовиков сложна и многообразна. Их сегодня принято разделять по оснащенности определенным типом кузова, по количеству осей используемого шасси, по максимальной нагрузке на каждую из осей, по используемой колесной формуле (сколько всего колес и сколько из них ведущих), по составу, типу двигателя, а так же по максимальной грузоподъемности. Часть из этих данных последнее время в отдельную категорию выводят редко, справедливо относя их к базовым характеристикам автомобиля. Так, например, обстоит дело с оснащением бензиновым или дизельным двигателем, что в свете реалий нашего времени теряет свою актуальность, поскольку все более широкое применение находят силовые агрегаты, работающие на альтернативных видах энергии: биотопливо, электродвигатели, их различные комбинации. По этому, остановимся на основных видах.

Так, по типу кузова грузовые автомобили делятся на две основные категории: открытого типа и закрытого. В свою очередь, каждая из них имеет множество вариантов исполнения. Бортовой, самосвал, автотранспортер (эвакуатор), лесовоз, контейнеровоз  относятся к грузовикам с открытым типом. В то же время, фургоны (промтоварные, изотермические, рефрижераторы), а так же цистерны - к закрытому. При этом, стоит не забывать, что существует значительное количество и специализированной техники, такой как автокраны, коммунально-уборочные автомобили и прочие, которые скорее следует отнести к отдельному классу грузовой автотехники, чем классифицировать по этому признаку.

По осевой нагрузке (на наиболее нагруженную ось) грузовики так же делятся на две категории – с нагрузкой до 6 тонн и свыше 6 тонн. Но это деление сегодня используется редко, и большинство производителей (в том числе и отечественных) переходят в этом показателе на Международную классификацию, которая была утверждена и принята Правилами ЕЭК ООН:

- класс N1 – грузовые автомобили, полная масса которых не превышает 3,5 тонны;

- класс N2 – грузовики, с допустимой полной массой в диапазоне от 3,5 до 12 тонн;

- класс N3 – грузовые автомобили, у которых показатель полной массы превышает 12 тонн.

Так же эти категории еще называют малотоннажными, среднетоннажными и крупнотоннажными соответственно.

Нужно заметить, что на постсоветском пространстве существовало свое деление на классы грузовых автомобилей. Это было закреплено в таком документе, как Отраслевая нормаль (ОН 025270-66).

В данной классификации первой цифрой принято обозначать класс грузового автомобиля по полной массе, а вторая – по его назначению, которое указанно в верхних строчках таблицы. Данный тип разделения грузовиков широко используется и до сих пор и встретить мы его можем на отечественных автомобилях: КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ. Но, как правило, это не все цифра, которые фигурируют в названии той или иной модели (например КамАЗ-53213). Так, третьей и четвертой цифрами обозначают порядковый номер модели (заводской). Пятая цифра – его модификацию, а шестая – вид исполнения (если модель соответствует этим условиям), которых может быть три: 1 – для холодного климата, 2 – грузовые автомобили в экспортном исполнении, предназначенные для эксплуатации в условиях умеренного климата и 3 – экспортное исполнение грузовиков для использовании в тропическом климате.

Собственно, раскрывая вопрос классификации грузовиков, мы уже, по сути, раскрыли тему поставленного вопроса: для каких целей сегодня их используют? Как видим, от привычного бортового грузовика технологии шагнули значительно вперед. Сегодня платформы грузовых автомобилей применяются для коммерческих перевозок в виде фургонов различного назначения (перевозка продуктовой и промышленной групп товаров).  На их базе создается специализированный транспорт: мусоровозы, коммунальная техника, аварийно-ремонтные машины. Широкое применение грузовики нашли и в строительстве.

Вообще изготовители грузовиков сегодня все чаще ограничиваются построением шасси, на которое специализированные предприятия (например, такие как «Центр «ТТМ») устанавливают различные надстройки, предоставляя покупателям широкий выбор автомобиля для выполнения максимального спектра задач. Это позволяет предприятиям наиболее оптимально подходить к подбору транспортных средств для своего автопарка, унифицируя его по запчастям, что облегчает эксплуатацию, обслуживание и  оперативный ремонт. А значит – и обеспечить эффективное использование грузового автомобильного транспорта.