Современный Российский рынок грузовиков с максимальной полезной коммерческой нагрузкой до пяти тонн, буквально наводнен недорогими китайцами, корейцами, выступающими в среднем ценовом сегменте, а так же более дорогими японцами и европейцами. В этом весовом сегменте какую то конкуренцию этим импортных грузовым автомобилям составляют только МАЗ (условно наш, поскольку производится хоть и в дружественной стране, но все таки – в другой) и с недавнего времени КамАЗ, чьи модели отличает от перечисленных выше невысокая цена. Но, тем не мене, широкого распространения они так и не получили, потому как внедрение новейших технологий на них происходит куда как медленнее, чем у зарубежных производителей.   В этой же весовой категории с начала 200-х годов выступает и ГАЗ-Валдай, о котором потребитель всегда почему то вспоминает в последнюю очередь. А совершенно напрасно.

После того, как Горьковский автозавод окончательно прекратил сотрудничество с АМО ЗИЛ в совместной разработке современного пятитонника, ГАЗу пришлось самостоятельно продолжать начатый проект, поскольку рынок таких грузовиков с экономической точки зрения был более чем целесообразен. Развивающийся Российский рынок требовал все большего количества коммерческой техники, и спрос на среднетоннажные грузовые автомобиля неуклонно рос. И компания продолжила доведение задуманного до завершающей стадии, но уже совместно с Минским МАЗ: первые образцы низкорамного развозного грузового автомобиля с максимальной полезной нагрузкой до пяти тонн были построены с применением кабины белорусского производства. Но и этот союз распался, не успев как следует завязаться.

С конца 90-х МАЗ начинает самостоятельную разработку среднетоннажных грузовиков, итогом чего стало появление на рынке автомобиля МАЗ-Зубренок. Естественно, партнер из Белоруссии отказался поставлять свои кабины для детища ГАЗа. Но последний не прекратил работы, в результате чего в 1999-м году бал представлен перспективный и современный грузовой коммерческий автомобиль ГАЗ-3310 ВАЛДАЙ. И хотя полноценный старт серийного выпуска состоялся только через четыре года (первая партия из нескольких автомобилей была построена в 2003-м году), уже тогда можно было сказать, что рождение нового автомобиля из Нижнего Новгорода состоялось. Что же предложил Нижегородский гигант на Российский рынок?

На разработанную в конце 90-х раму ГАЗу пришлось адаптировать силовую основу уже успешно выпускавшейся в то время «Газели». Поскольку подкапотное пространство имеющейся кабины предусмотрено было под короткий двигатель, кожух изначально установленного четырехцилиндрового дизельного агрегата ГАЗ-562, который выпускался по лицензии фирмы Steyr, выступал в салон, из-за чего автомобиль получился условно трехместным. Так, для городских поездок он мог брать двух пассажиров, а уже для междугородных – только одного.

Кабина «Газели» получила новое оперение, а современный внешний вид был достигнут еще и за счет применения модных в то время каплевидных фар (аналогичные ставились на легковой ГАЗ-3110, и на полноприводный ГАЗ-Атаман). А с постановкой в серийное производство посодействовал рестайлинг семейства «ГАЗель» и «Соболь», головная оптика с которого успешно перекочевала и на «Валдай». На автомобиль был установлен мощный интегральный бампер, решетка радиатора выполнена в общем стиле с обновленными малотоннажными грузовиками, а капот получил иную, более мощную выштамповку. И в 2003-м году ГАЗ-3310 ВАЛДАЙ стал логическим продолжением новой линейки грузовых автомобилей завода из Нижнего, не только дополняя модельный ряд, но и гармонично вписавшегося в новый фирменный стиль компании.

В качестве силового агрегата для ГАЗ-3310 ВАЛДАЙ рассматривался не только лицензионный Steyr, но и ряд других двигателей. Так, на этот среднетоннажный грузовик в разное время устанавливались ММЗ Д-245.7, Cummins 3.9 140 CIV, моторы IVECO и SOFIM. В результате таких экспериментов, завод остановился на Минском двигателе, а с 2010-го автомобиль получил и вариант оснащения дизельным Cummins ISF 3.8. Оба серийных мотора отличаются хорошими тяговыми, скоростными и экономическими показателями.

Для Валдая за основу было взято шасси ГАЗ-4301, выпускавшееся еще с восьмидесятых годов. Она была полностью модифицирована, в результате чего получила полностью новую подвеску, низкопрофильную резину, только пневматическую тормозную систему, которая была разработана под возможную установку АБС, а так же новый передний и задний мосты. В результате всех этих манипуляций, Российский рынок получил низкорамный (с высотой погрузки до 1000 мм) грузовик  с максимальной грузоподъемностью 5 тонн с комфортной подвеской, надежными тормозами и экономичным силовым агрегатом. А поскольку ГАЗ-ВАЛДАЙ имеет отечественную прописку, еще одним преимуществом его становится невысокая цена и доступность запасных частей и комплектующих.

Сегодня ГАЗ-ВАЛДАЙ уже отпраздновал десятилетие серийного производства, а в этом году – 15-летие со дня премьеры на Московском международном автосалоне в августе 1999-го. На его основе создано четырнадцать различных модификаций грузовых автомобилей. В России на шасси этого грузовика налажено производство автобусов малого класса КАвЗ-32081 и ПАЗ-3202, а в Украине - ГалАЗ-3207 и пожарного автомобиля «Касатка». Валдай продолжает отчаянно и верно трудиться в различных уголках России, осуществляя коммерческие перевозки различных грузов. Есть в модельном ряду и полноприводные версии, обеспечивающие выполнение этих задач даже в самых труднопроходимых условиях. Конкурентная стоимость, неприхотливость в обслуживании и наличие запчастей к ГАЗ-3310 ВАЛДАЙ могут и должны играть немаловажную роль при выборе автомобиля такого класса. И если у кого то еще возникают сомнения – их стоит отбросить и обязательно обратить внимание в сторону отечественного среднетоннажника. Ведь наше – оно всегда наше.